Законопроект об обязательном учете мнения педагогов при выборе школой учебников внесен в Госдуму
|
|
Законопроект в апреле единодушно одобрили участники Конференции Северо-Кавказской Парламентской Ассоциации (СКПА). Сейчас он официально зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы.
В пояснительной записке к документу авторы законопроекта отмечают, что сегодня в законе нет четкого понимания того, кто выбирает учебники и учебные пособия – образовательная организация или учитель-предметник. Депутаты отмечают, что часть 4 статьи 18 ФЗ "Об образовании в РФ" гласит, что школы выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень. В то же время пункт 4 части 3 статьи 47 устанавливает право учителя на выбор учебников и учебных пособий.
"На практике указанное правовое регулирование приводит к накоплению в школьных библиотеках большого количества учебников, учебных пособий, заказанных образовательными организациями без учета мнений педагогических работников (учителей-предметников) и не получивших применения в учебном процессе (нецелевое использование бюджетных средств)", – утверждают авторы законопроекта.
Они предлагают дополнить часть 4 статьи 18 закона словами "с учетом мнений педагогических работников, осуществляющих обучение по соответствующим учебным предметам, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации". Такую же формулировку предлагается включить и в пункт 9 части 3 статьи 28 ФЗ "Об образовании в РФ".
Депутаты Дагестана утверждают, что сейчас право педагогов на выбор учебников и учебных пособий носит формальный характер, но на практике школа самостоятельно определяет их список, а учитель уже из него выбирает учебник.
"Мы считаем, что образовательная организация не может самостоятельно определить список учебников, учебных пособий без учета мнения педагогического работника, являющегося автором примерной образовательной программы, в рамках которой он имеет право на выбор учебника. С другой стороны, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу. Мнение педагогических работников необходимо учитывать и при формировании федерального перечня учебников путем восстановления обязательного этапа в издании каждого школьного учебника – предварительного апробирования рукописи учебника (до массового тиражирования) в школе".
При этом авторы инициативы отмечают, что "принятие представленного проекта закона позволит заметно сократить федеральный перечень учебников, повысить их качество, и как следствие - резко уменьшить нецелевые, неоправданные расходы бюджетных средств".
Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у многих представителей образовательной общественности. Эксперты "Учительской газеты", подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников "Скандалом года". В 2019 году Генеральная прокуратура РФ выявилакоррупциогенные признаки в формировании ФПУ, а Федеральная антимонопольная служба усмотреланарушения в действиях Минпросвещения. В министерстве, в свою очередь, напомнили, что в связи споручением президента проходит общественное и экспертное обсуждение новый порядокформирования перечня.