Сайт учителя математики
Кощеева Михаила Михайловича
Сайт учителя математики
slide1
Кощеев
Михаил Михайлович
Учитель математики МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района Курганской области
для слабовидящих
Каким должен быть современный учитель?
Календарь учителя

Законопроект об обязательном учете мнения педагогов при выборе школой учебников внесен в Госдуму

13.05.2019

Депутаты утверждают, что в школьных библиотеках накапливаются неиспользуемые учебники

Депутаты Народного Собрания Дагестана внесли в Госдуму законопроект об изменениях в ФЗ "Об образовании в РФ". Они предлагают на законодательном уровне прояснить, кто же выбирает учебник для использования на уроках – школа или учитель, и утвердить одновременный обязательный учет мнений как образовательной организации, так и педагогов. Парламентарии также убеждены: мнение учителей необходимо учитывать и при формировании федерального перечня учебников.


​Законопроект в апреле единодушно одобрили участники Конференции Северо-Кавказской Парламентской Ассоциации (СКПА). Сейчас он официально зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы.

В пояснительной записке к документу авторы законопроекта отмечают, что сегодня в законе нет четкого понимания того, кто выбирает учебники и учебные пособия – образовательная организация или учитель-предметник. Депутаты отмечают, что часть 4 статьи 18 ФЗ "Об образовании в РФ" гласит, что школы выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень. В то же время пункт 4 части 3 статьи 47 устанавливает право учителя на выбор учебников и учебных пособий.

"На практике указанное правовое регулирование приводит к накоплению в школьных библиотеках большого количества учебников, учебных пособий, заказанных образовательными организациями без учета мнений педагогических работников (учителей-предметников) и не получивших применения в учебном процессе (нецелевое использование бюджетных средств)", – утверждают авторы законопроекта.

Они предлагают дополнить часть 4 статьи 18 закона словами "с учетом мнений педагогических работников, осуществляющих обучение по соответствующим учебным предметам, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации". Такую же формулировку предлагается включить и в пункт 9 части 3 статьи 28 ФЗ "Об образовании в РФ".

Депутаты Дагестана утверждают, что сейчас право педагогов на выбор учебников и учебных пособий носит формальный характер, но на практике школа самостоятельно определяет их список, а учитель уже из него выбирает учебник.

"Мы считаем, что образовательная организация не может самостоятельно определить список учебников, учебных пособий без учета мнения педагогического работника, являющегося автором примерной образовательной программы, в рамках которой он имеет право на выбор учебника. С другой стороны, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу. Мнение педагогических работников необходимо учитывать и при формировании федерального перечня учебников путем восстановления обязательного этапа в издании каждого школьного учебника – предварительного апробирования рукописи учебника (до массового тиражирования) в школе".

При этом авторы инициативы отмечают, что "принятие представленного проекта закона позволит заметно сократить федеральный перечень учебников, повысить их качество, и как следствие - резко уменьшить нецелевые, неоправданные расходы бюджетных средств".

Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у многих представителей образовательной общественности. Эксперты "Учительской газеты", подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников "Скандалом года". В 2019 году Генеральная прокуратура РФ выявилакоррупциогенные признаки в формировании ФПУ, а Федеральная антимонопольная служба усмотреланарушения в действиях Минпросвещения. В министерстве, в свою очередь, напомнили, что в связи споручением президента проходит общественное и экспертное обсуждение новый порядокформирования перечня.

Связаться со мной
Здесь вы можете отправить мне вопрос на электронную почту, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Ваш ответ
Здесь вы можете отправить решение задачи, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных