Дидактическая игра " Шахматная гимнастика"
ИГРА( презентация)
Одним из эффективных путей повышения у детей интереса к изучению шахматной игре, может стать организация их игровой деятельности. Интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Игра совершенствует умственное развитие детей, их мышление, внимание, творческое воображение.
Предлагаемая дидактическая игра требует от учащихся умения проводить доказательные рассуждения, оценивать логическую правильность рассуждений, а самое главное, иметь прочные знания теоретического материала по шахматам за первый год обучения.
Это игра-соревнование. Её название и структура соответствуют телеигре, которая была популярной на телеэкране. Назначение дидактической игры – развитие познавательных процессов у детей и закрепление знаний, приобретённых на занятиях.
Цели:
1. Повторить и закрепить знания по курсу «Шахматы и шахматные фигуры», ключевые термины.
2. Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
3.Выработать у детей настойчивость, выдержку, волю и спокойствие в ходе игры.
Материально-техническое обеспечение:Компьютер. Интерактивная доска. Рисунки шахматных фигур, Флажки для команд. Демонстрационная шахматная доска. Эпиграфы. Бланк жюри. Листы ответов для жюри.
Игра состоит из трёх туров и супер игры(игра рассчитана на 2 часа).Играют парами (команда). Главная цель ответить на вопросы и набрать наибольшее количество баллов.
I тур: Первый игрок называет цифру от 1 до 6 находящиеся на слайде № 2, тем самым выбирая шахматную фигуру, (ведущий делает клик на цифру презентации) второй игрок читает про себя название шахматной фигуры и дает вслух ее описание (не включая в описании название фигуры), первый игрок должен правильно назвать эту фигуру. За каждый правильный ответ – 50 баллов. Затем играет вторая пара(команда) и т.д. (Игроки в паре садятся так, чтобы игрок, дающий описание и класс видели слайд презентациис написанной шахматной фигурой, а игрок, угадывающий эту фигуру – нет).
II тур: Аналогичное задание, но игроки меняются ролями. Ведущий переключается на слайд №3 (для исключения повторения фигур изменены соответствия цифра-фигура).
III тур:Игровое поле – одно для всех пар участников(слайд №4).Участники получают игровое поле, с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса, увеличивается и сложность задания). Право первого выбора и дополнительно +10баллов будет принадлежать той паре участников (команде), которая первая ответит на вопрос загадки: кто никогда назад не ходит (пешка), ведущий делает клик на вопрос.Затем участники по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает вопрос (нажимая на соответствующие цифры). Если ответ звучит неправильно, включаются другие участники, кто первый поднимет флажок, тот и отвечает. Среди вопросов, есть задания «кот в мешке», команде выпавшей это задание, не имеет право отвечать на вопрос, но решает какой команде дать право ответа. Задание «кот в мешке» содержит 3 вопроса и соответственно утраивает и количество баллов за правильный ответ. В течение всего 3 тура, имеется возможность выбрать вопрос-удача, ответ на который, позволяет либо увеличить общее количество баллов на 100 либо уменьшить на 100 (при выборе вопроса, ведущий делает клик на поле вопроса). Игра 3 тура завершается после того, как участники ответят на все вопросы.
Супер игра: По итогам первых трех туров,команда победитель начинает супер игру (слайд №33), проходит аналогично 3 туру, но отличие в том, что при неправильном ответе на вопрос, количество баллов соответствующее вопросу вычитается из общего количества баллов команды.
Тему исследования и цену вопроса определяет команда ответивших правильно на последний вопрос и будет определять выбор и право первого ответа до тех пор, пока не допустит ошибку в ответе(важно: ответы проходят по следующей схеме, первый игрок выбирает тему, второй игрок выбирает вопрос и отвечает).Игроки сами решают, кто из них какую роль, будет выполнять.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по результатам игры. На основании результатов объявляются победители и призеры, награждение продумать заранее (свидетельства, грамоты, призы или другие поощрения).
Во время игры 3-го тура и супер игры, у ведущего имеется возможность, в любой момент перейти на слайд подведения итогов и закончить игру в случае ограничения времени проведения мероприятия.