Сайт учителя математики
Кощеева Михаила Михайловича
Сайт учителя математики
slide1
Кощеев
Михаил Михайлович
Учитель математики МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района Курганской области
для слабовидящих
Каким должен быть современный учитель?
Календарь учителя

Опыт Цифровые технологии-территория успеха

«Представление опыта работы»

по теме: «Цифровые технологии-территория успеха»

Электронная школа

 

1. Актуальность опыта

 В современном мире, человек владеющий информацией автоматически становится стратегическим ресурсом развития общества, а поскольку развитие общества напрямую зависит от уровня образованности человека, то стало очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Одним из результатов образования в школе должна стать готовность детей,  к овладению современными  цифровыми технологиями и способность аккумулировать и актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего саморазвития и самообразования. Потому в настоящее время перед учителями стоит задача не только дать определенный объем знаний учащимся, но и вооружить их умениями и навыками для самостоятельногопоиска добывания необходимых для ребенка знаний, развивать его интерес к самостоятельному изучению математики и её взаимосвязи с  практическим применением.

Наблюдения и различные опросы и диагностики  показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает, что подталкивает на эту деятельность. А значит возникающие действия,  зависят от мотивов, поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте, можно без преувеличения  назвать одной из самых актуальных проблем современной школы, без мотивации нет движения вперед к успеху.

2. Противоречия

Проблема низкой мотивации к учению, низкой потребности в учении у большинства учащихся, знакома практически каждому учителю. Любой педагог стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались не только на уроках, но и дома, в этом заинтересованы и родители учащихся. Поступление в школу новых интерактивных, цифровых средств обучения, дает новые условия для роста мотивации и полного обновления образовательной деятельности.

Основные противоречия связаны: между недостаточным уровнем подготовленности отдельных учащихся и высокими требованиями к современному содержанию математического образования; между традиционными формами обучения и применением  цифровых технологий;между содержанием базового образования и формирование ключевых компетенций учащихся.

3. Сущность изменений

Идея изменения ориентируется на активное, творческое преобразования практики образования, специфика которой состоит в создании оптимальных условий для развития критического мышления, высокого уровня  творческой  самостоятельной деятельности. В формировании максимально возможной, положительной мотивации, способствующей достижению глубоких и прочных знаний, повышению эффективности урока, за счет сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий, что  позволит сделать процесс обучения, индивидуальным и дифференцированным.

Опыт основан на применение  цифровых – технологий, на знакомстве с различными электронными образовательными ресурсами, на  разработке собственных цифровых образовательных ресурсов понятных каждому ученику, и внедрение использования ИКТ  в организации учебного процесса, на всех этапах урока. Увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера с использованием ИКТ и ресурсов сети интернет.

Новизна опыта заключена не в самой новинке, а в том, что опыт может дать новый толчок для развития и совершенствования целостной учебно-образовательной и воспитательной системы, в целесообразной  гибкости, связности,  последовательности методики и ее практическому применению, как например, объединения лично-деятельностных подходов на основе идеи свободного развития ребенка. Это может быть и необычное объединения методов и форм, различные сочетания ранее известных элементови применение в конкретных  условиях или даже обновление одного из элементов педагогической системы.

Новизна, проявляется также и  в создании совершенно новых, не принуждающих условий для активной мотивации познавательной деятельности обучающихся, в  разработке и совершенствование форм, методов, приемов по использованию ИКТ. Осуществлять системный переход от установки «формирования» к установке «саморазвития» обучающихся. Цифровые технологии позволят не только модернизировать учебный процесс и повысить его эффективность, но и индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

4. Цели и задачи, решаемые в опыте

Цель, которую я поставил перед собой, заключается:

- совершенствование форм, приемов иметодик проведения уроков и внеурочных занятий с применением ИКТ;

- формирование собственного электронного методического  и дидактического материала с применением ИКТ

- разработка продуктов мотивации учащихся содержащие элементы игровой деятельности, игротехники и интерактивности 

Задачи:

-активизация и рост познавательной деятельности учащихся, повышение качества успеваемости и обученности;

-достижение целей обучения с помощью различных современных электронных учебных материалов, цифровых технологий, предназначенных для использования на уроках и вне его;

- повышение эффективности урока и продуктивности классно - урочных и внеурочных занятий

- повышение уровня комфортности обучения и воспитания;

- развитие самостоятельного информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативной компетенции;

5. Технология опыта

Из собственного опыта работы, из опыта работы коллег и других учителей,  различных психологических исследований и диагностик, известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму, то эффективность их решения заметно возрастает, поэтому основными направлениями использования  информационных ресурсов и коммуникационных технологий в моей педагогической деятельности являются:

 ИКТ на уроке

 - Уроки на основе компьютерных презентаций, слайд-лекции, тренинги, тренажеры

- Работа на интерактивной доске, с возможностью интерактивного участия ученика 

- Детские презентации на уроке.

 - Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих и игровых  программ, скринкасты, буктрейлеры, видеоролики.

ИКТ во внеурочной деятельности

- индивидуальная дистанционная работа с преуспевающими детьми

- индивидуальная дистанционная работа с детьми испытывающие затруднения

- онлайн подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, использование цифровых ресурсов

- дистанционные коллективные занятия

- электронные образовательные онлайн игры и онлайн тестирования.

ИКТ технологии использую на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока

2. При обозначении эвристической и проблемной ситуации.

3. Как сопровождение объяснения учителя (слайд – лекции, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты).

4. Для контроля учащихся(слайд-тренинг, автоматизированные тесты).

Подготовка подобных уроков, требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме, но подготовленный электронный ресурс, один раз, используется впоследствии неоднократно. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока различные - от нескольких минут до полного цикла. Экран притягивает и завораживает  внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Уроки на основе компьютерных презентаций

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, тем самым облегчая процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, а это и есть основа любой создаваемой презентации.

Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностейучащихся класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта, для каждого ученика. Дает возможностьэкономить время на уроке, не вычерчивая различные  построения, графиков, диаграмм и пространственных фигур. Интерактивность презентаций позволяет быстро переходить от одного этапа урока к другому в зависимости от степени усваивания учащимися учебного материала.

Вывод:
Презентации позволяют учителю:

-  наглядно иллюстративно представлять учебный материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость подачи выводимой информации посредством анимации;

- повышать познавательную активность обучающихся;

- задействовать максимальное количество видов памяти учащихся;

- развивать познавательную активность и повышать уровень мотивации к предмету.

Работа на интерактивной доске

Использование интерактивных технологий становится явлением привычным в российском образовании, от того еще больше возрастает возможность создавать устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний. Цифровые технологии  помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски я демонстрирую презентации, создаю модели, активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, вследствие чего улучшатся темп и течение занятия.

Электронная доска помогает детям преодолеть страх у доски, и позволяет легко вовлекать учащихся в учебный процесс,все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней учащиеся передвигают объекты и надписи, добавляют комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяют ключевые области и добавляют цвета. Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень качества обучения, новые технологии открывают более широкие возможности для творчества.

Использование детских презентаций на уроке

Кроме работы над проектами, учащиеся  активно принимают участие в подготовке презентаций к уроку. В конце урока я сообщаю следующую тему и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать мультимедийные продукты. Таким образом, осуществляется переход к такой модели обучения, когда каждый обучает каждого.

6. Результативность опыта

Одним из важных результатов изменений использования инновационного опыта является, возможность добиться при его использовании положительного полезного эффекта, высокого результата в обучении, устойчивого роста и главное  стабильности положительных результатов за счет перспективности и длительности сохранения актуальности результатов, получаемых за счет усвоения, их способностью оставаться новыми, не устаревать.

Использование цифровых технологий позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и ярким. Помогает индивидуализировать и дифференцироватьпроцесс обучения, раскрепостить учеников при ответе на вопросы.Цифровые технологии дают  возможность оперативно вносить изменения и дополнения, облегчает хранение и доступ к информации, позволяют сократить время на изучение материала, увеличить эффективность и плодотворность урока, снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования, проверить знания в интерактивном режиме.

Психолого-педагогические исследования в классах показали, что использование возможностей ИКТ способствовало:

- повышению мотивации к учению,

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени  

  наглядности,

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости,

- развитие наглядно-образного, информационного мышления,

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников,

- повышению творческой активности и инициативности школьников на уроке,

- повышению уровня комфортности обучения.

7. Заключение

За 2016-2018 год мною и моими учениками создано немало практических работ. Разработаны электронные тесты, слайд тренинги и слад лекции по разным тематическим темам курса математики 7-10 класс. Видеосюжеты для дистанционного обучения, Познакомиться, с работами, можно на страницах сайта http://kmm45.ru/  и https://nsportal.ru/mihail-mihaylovich , некоторые работы принимали участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах  и удостоились грамотами и дипломами.

Накоплен опыт в проведении уроков по предмету с применением интерактивной доски. https://znanio.ru/media/slajd_trening_po_teme_summa_uglov_treugolnika_7_klass-207788

https://znanio.ru/media/slajd_lektsiya_po_geometrii_dlya_7_klassa_po_teme_summa_uglov_treugolnika-207739

https://znanio.ru/media/slajd_igra_po_geometrii_dlya_7_klassa-206849

https://znanio.ru/media/slajd_lektsiya_po_geometrii_dlya_7_klassa_po_teme_mediana_bissektrisa_vysota-206777

https://znanio.ru/media/slajd_trening_po_geometrii_dlya_7_klassa_po_teme_mediana_bissektrisa_vysota-206751

В рамках представления опыта делюсь своими методическими разработкам в использовании ИК технологий. Готовые методические разработки используют в свое работе учителя школы и района.

Мной подготовлены  шаблоны слайд-тренинг дляиспользования по другим предметным областям:

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/04/07/shablon-slayd-trenazhery

https://урок.рф/library/shablon_prezentatcii_slajdtrening_202708.html

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/04/07/shablon-avtomatizirovannyy-test

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/04/07/shablon-avtomatizirovannyy-test-0

Разработаны электронные дидактические материалы и автоматизированные тесты с помощью программ в «Power Point» и «MyTestXSetup», для контроля знаний, умений и навыков, по всем темам курса геометрии за 8,  9, 10 и 11 класс. Познакомиться с работами можно на страничке https://znanio.ru/media/my и https://nsportal.ru/mihail-mihaylovich

Для примера: https://znanio.ru/media/itogovyj_test_po_geometrii_9_11_klass-6772

https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2016/05/27/interaktivnyy-test-s-avtomatizirovannoy-proverkoy-otveta-po

https://znanio.ru/media/interaktivnyj_test_po_teme__podgotovka_k_oge_reshenie_tipovyh_zadanij_13_geometrii_7_9_klass-6650/8560

Обобщил опыт на школьных, районных конференциях и семинарах о роли значения ИКТ в школе и предложений по отдельным вопросам внедрения ИК технологий. Опубликовал статьи, ознакомиться с которыми можно на страницах:   http://nsportal.ru/node/370861 - обучение математикой в условиях модернизации российского образования. http://nsportal.ru/node/231810 -  совершенствование умений решения задач по геометрии в 7-8 классах с использованием ИКТ.   http://nsportal.ru/node/369527  -  применение электронных образовательных ресурсов в преподавании геометрии. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/01/30/statya-na-temu-motivatsiya-deyatelnosti-uchashchihsya-i-sozdanie - мотивация деятельности учащихся и создание условий для ее реализации на уроках Геометрии.

Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе, использование мультимедийных  презентаций и автоматизированных тестов, телекоммуникационных возможностей, активно способствует повышению эффективности использования рабочего  времени продуктивности урока, повысилось качество образования и интерес к учебной деятельности, тем самым сформировались ключевые информационные компетентности. 

 

Связаться со мной
Здесь вы можете отправить мне вопрос на электронную почту, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Ваш ответ
Здесь вы можете отправить решение задачи, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных