Сайт учителя математики
Кощеева Михаила Михайловича
Сайт учителя математики
slide1
Кощеев
Михаил Михайлович
Учитель математики МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района Курганской области
для слабовидящих
Каким должен быть современный учитель?
Ответило 14человек
Календарь учителя

Передовые технологии образования

«Представление опыта работы учителя математики»

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

МКОУ «Погорельская СОШ»

Шадринского района

Кощеев Михаил Михайлович

 

по методической теме: «Использование инновационных технологий  и современных форм организации учебно-познавательной  деятельности в образовательном процессе для повышения мотивации  к предмету и качества образования на уроках математики»

 

Скачать презентацию к методической теме

 

Актуальность темы:  Недостаточное  формирование у учащихся познавательного интереса к предмету, определение инновационных технологий, современных форм и методов организации учебно – познавательного  процесса, направленного на повышение мотивации и развития интереса учащихся к предмету.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.  Перед обществом встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и личностно-ориентированного подхода, подготовки и проведения различных видов деятельности.

Общество запрашивает человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  

Для современной школы основным направлением развития стала целенаправленное обучение, при котором ведущее место занимает собственный потенциал личности, который  предполагает учёт потребностей и интересов ученика, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Таким образом, перед  учителями математики встал ряд педагогических проблем:

1. проблема обеспечения необходимого  качества знаний при малой самостоятельной активности учащихся на уроках математики;

2. проблема обучения в условиях, разного уровня знаний,  умений и навыков учащихся;

3. невозможность при  организации традиционного урока выработать у учащихся навык самостоятельности в приобретении знаний.

Для успешного окончания школы учащиеся должны показывать достаточный уровень знаний по предметам  общеобразовательных дисциплин, поэтому задача учителя, найти к учащемуся индивидуальный подход и поддерживать его, а значит необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время, отвечающим всем требованиям содержания  современного образования.

К сожалению, традиционные формы проведения урока имеют низкую индивидуальную продуктивную работу  и не всегда позволяют организовать эффективную самостоятельную деятельность учеников. Таким образом, возникает проблема несоответствия современных целей школьного образования и тех форм организации учебно-познавательной деятельности, которые должны привести к их достижению, а именно научить, учиться всю жизнь.

Выход в том, чтобы использовать новые формы обучения, обновить методическую базу урочных и внеурочных занятий, стремиться к нестандартности проведения уроков, включая в работу,  богатый отечественный и передовой зарубежный опыт.  Использовать стремление ребят к учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить  самим выбирать уровень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс невозможен без чёткого руководства учителя.

Основной  идеей является организация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, в результате которой они приобретут не только прочную систему знаний по данному предмету, но и навык самостоятельного поиска путей решения любых задач по другим предметным областям. Этот навык пригодится учащимся не только в рамках школы, но и в процессе обучения в других учебных заведениях, а также при решении задач, которые поставит перед ними будущая жизнь.

Для решения данной задачи предстояло решить ряд вопросов:

1. Изучить формы организации учебно-познавательной деятельности и их применения.

Наиболее эффективной формой организации обучения, отвечающей требованию интерактивности, является групповая работа и организация смешанного обучения, предполагающее применение комплекса организационных форм, сочетающих индивидуальную, реальную, дистанционную, виртуальную работу учащихся. Эффективность и успешность достижения цели в этом случае, заключается не столько в том, что именно усваивается, сколько в том, как это усваивается.

Под смешанным обучением понимается комбинирование очного традиционного обучения с элементами онлайн - обучения и дистанционных форм, а также в рамках  классно-урочной системы смена видов деятельности. С помощью новых личностно-ориентированных методик и информационно технических  средств, учитель одновременно является и организатором деятельности учеников в реальном режиме, и координатором онлайн  и дистанционной работы. Внедряя смешанное обучение, учитель должен уметь не только работать в классе и оценивать достижения учащихся, но и планировать онлайн дистанционную работу и внеклассную деятельность. Иначе обучение превращается просто в использование электронных технических средств и ресурсов.

В рамках школы эффективно  применять модели смешанного обучения «Групповая работа», «Смена рабочих зон», «Дистанционные задания». Общим для этих моделей является то, что обучение, подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, определенными  интерактивными, телекоммуникационными технологиями.

2. Апробировать современные формы организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающие эффективное формирование УУД при обучении математике

1. При групповой форме работы класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание, которое должно носить проблемный или эвристический характер и быть направлено на формирование новых знаний. По окончании групповой работы, представители каждой группы выступают со своими выводами, представляют и обобщают результаты своей работы, в результате чего возникает целостная картина, таким образом, все знания учащиеся добывают самостоятельно и делятся ими со своими одноклассниками. Такую групповую форму работы удобно применять при изучении новой темы. При этом формируются коммуникабельные навыки учащихся, умение работать в группе, четко и грамотно излагать свою позицию, умение выдвигать гипотезы, предположения и делать выводы.

2. При использовании модели «Смена рабочих зон» класс делится на  группы по 4-5 человек. Каждая группа в течение урока посещает несколько зон для примера: зону работы с учителем,  зону работы с электронным или практическим ресурсом, зону групповой работы.

В зоне работы с учителем группа и каждый в группе,  может получить индивидуальную консультацию учителя, а учитель имеет возможность опросить устно и уделить внимание каждому ученику.

В зоне работы с электронным или практическим ресурсом применяется обычно индивидуальная или парная форма работа учащихся. При этом возможно использование  контролирующей или обучающей компьютерной программы, к примеру: работа с автоматизированным тестом или создание учениками презентации по теме урока или поиск дополнительной информации в сети интернет или работа по исследованию ресурса.

В зоне работы в группе учащимся для совместного решения могут быть предложены разработанные учителем проблемные или эвристические ситуации, задачи с практическим содержанием,  практические работы, лабораторные работы, микро-проекты.

3. Реализуя модель «Дистанционные задания», учитель готовит учебный материал, который посылает своим ученикам через рассылку по электронной почте, или посредством интернет сообществ. Особенность состоит в том, что учитель не объясняет новую тему, а формулирует домашнее задание в виде  задач с  теоритическим или практическим содержанием. Чаще всего такие задачи требуют знания дополнительно, других предметных тем.

Для работы применяются также электронные ресурсы  http://www.yaklass.ru/

 и  http://uztest.ru/,  которые используются учащимися при  закреплении темы или при подготовке к урокам новой темы. Для успешного решения поставленной  задачи, учащимся необходимо найти  новую для себя информацию в учебнике, в интернете или в любом другом источнике, самостоятельно ее проанализировать и сделать выводы. При такой работе возрастает процент ответственности самого обучающегося, повышение скрытого потенциала, стимулируется развитие  его личностных характеристик, таких как активность, ответственность, инициативность, целеустремленность. Те ученики, которые поняли новый материал в полном объеме, работают самостоятельно, учащиеся, которые испытывают трудности – вместе с учителем, остальные  - в группе, решая вместе сообща поставленные задачи. Для каждой группы учащихся разрабатываются задания, направленные на решение разноуровневых задач, организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений и навыков.

Для достижения результативности, необходимо систематически проводить занятия с применением данных моделей. На изучение геометрии отводится мало часов, поэтому применение модели «Дистанционных заданий» позволяет эффективно экономить время на уроке. На уроках формирования новых знаний выгодно использовать форму «Групповая работ», а на занятиях подготовки к ЕГЭ – применять модель «Смена рабочих зон».

 

 

3. Анализ результатов поисковой работы

Для анализа результативности применения описанных форм организации учебно-познавательной деятельности проводились наблюдения, диагностические и проверочные работы. В презентации представлены графики и диаграммы,  результатов сформированности УУД  и  ЗУН.

4. Обобщение опыта

Опыт работы был представлен на семинарах, школьного уровня в 2017году. По данной теме были проведены мастер-класс, открытые уроки с применением описанных форм работы, доклады и выступления.

 

Связаться со мной
Здесь вы можете отправить мне вопрос на электронную почту, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных