Мой опыт подготовки к ЕГЭ
«Представление опыта работы учителя математики»
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
МКОУ «Погорельская СОШ»
Шадринского района
Кощеев Михаил Михайлович
по теме: «Подготовка к ЕГЭ»
Актуальность опыта - обосновывается задачами, направленными на повышение эффективности и модернизации математического образования и трудностями, возникающие на практике при подготовке к единому государственному экзамену.
Предмет опыта – содержание, средства и методы проведения занятий по подготовке к единому государственному экзамену по математике.
Цель представление опыта: предложить некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование форм и методов процесса преподавания, повышающие качество знаний обучающихся и подготовки учащихся к ЕГЭ
Новизна опыта: разработка целенаправленной организации обучения и повторения учебного материала на всех этапах учебного процесса, разработка системы задач, направленная на углубление и расширение знаний учащихся по основным вопросам школьного курса математики.
Технология опыта: обеспечение положительно мотивации учащихся на изучение и повторение, выделение узловых вопросов программы, использование различных видов повторения, использование активных методов современных образовательных программ и технологий обучения и ИКТ.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Противоречия, возникшие между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающийся уровень требований к выпускнику и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему знаний, усложняют процесс подготовки к единому государственному экзамену. Экзамен в форме ЕГЭ сложен, требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу, но при правильном дифференцированном, подходе к каждому ученику и при правильной личностно-ориентированной подготовке, экзамен по математике может сдать каждый.
Конечно, подготовка к ЕГЭ, не должна быть самоцелью нашей работы, мы призваны учить, а не готовить к сдаче экзамена и заниматься натаскиванием на тестирование. Подготовку к единому экзамену, необходимо выполнять, в ходе, планомерного, совершенствования учебных навыков на практике, используя собственные и готовые типовые диагностические задания, электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные, проверочные работы сети интернет.
Основная дидактическая цель уроков подготовки к ЕГЭ заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. В этом конечно многое зависит от ученика, но еще больше от учителя. А конкретно, как будет организована работа по подготовке к итоговой аттестации.
Для решения этого вопроса, необходима целенаправленная, систематическая работа с учащимися, чтобы эффективно систематизировать и обобщить знания, вспомнить основные способы и методы решения задач и пополнить свои знания недостающими сведениями. Учебники содержат большей частью стандартные вопросы и задачи. Поэтому у учащихся вырабатывается своего рода стереотипный подход к стандартным заданиям. А при выполнении некоторых заданий необходимо умение применить свои знания в новой ситуации, не имея готового метода решения. Поэтому при подготовке учащихся, я стремлюсь к отбору заданий содержащих нестандартные формулировки и требующего нестандартного подхода к их решению.
Решить эту проблему старыми методами не всегда возможно, необходимо развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности.
Все это побудило меня к формированию своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством внедрения в процесс подготовки, новых информационных и образовательных технологий.
Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости к информации, мотивация учащихся и компетентный педагог. Что бы формула заработала, каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. А для этого, важно найти правильный ответ на вопросы, что мешает подготовке к ЕГЭ? и что помогает подготовке к ЕГЭ?
Устранение большинство недостатков в подготовке к единому государственному экзамену, решается путем совершенствованием процесса преподавания. Для этого надо активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения, введение независимых форм контроля над знаниями учащихся (используя, к примеру, те же онлайн олимпиады в сети интернет, разно уровневые задания, диагностические работы с заданиями ЕГЭ прошлых лет) и более высокой мотивации. Подготовка к использованию мультимедийных презентаций, позволяет мне построить учебно-воспитательный процесс на основе конкретных режимов функционирования внимания, мыслядеятельности, содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности каждого, отдельно взятого ученика.
Практика также, показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы, я начинаю с обеспечения положительной мотивации учащихся, на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывая перспективы учебной деятельности, устанавливая связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, что эти идеи интересны и очень важны.
В своей практике я использую различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться текущие и последующие вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения практических задач.
Идея моего опыта – также заключается и в повышение качества математической подготовки на основе использования различных активных игровых методов и современных личностно – ориентированных образовательных технологий, со сменой рабочих зон. Основным направлением работы является также методическая подготовка к ЕГЭ, которую я провожу по двум направлениям, тематическим и содержательным линиям курса математики.
Тематическую подготовку начинаю с самых первых уроков тем, по правилу спирали от «простых» заданий к «сложным». В конце изучения темы, провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это могут быть и стандартные уроки и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, уроки на которых применяется технологии смешанного обучения, технологии сотрудничества, так как практика показала, что учиться вместе не только легче, но и интересней. Эта форма и эффективна и при работе с тестами, когда тест дается не индивидуально каждому, а паре учащихся. Класс условно делю на группы, для себя их определяю следующим образом 1-я группа, решают задачи продвинутого уровня, 2-я группа, самостоятельно могут решить задачи среднего уровня, 3-я группа, ученики решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы. Задания для каждой группы подбираются индивидуально уровню подготовки.
При организации подготовки к единому экзамену, использую такую форму как долгосрочные домашние задания посредством интернет и возможностью постоянного контроля, за ходом выполнения заданий, в том числе и со стороны родителей. Посредством интернет, организую, дистанционные индивидуальные онлайн консультации по вопросам затруднения, которые испытывают учащиеся при изучении тем и консультации решения задач. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. Долгосрочные домашние задания способствуют развитию навыков самообразования по методике перевернутого класса, когда учащихся мотивируются заниматься дополнительно самоподготовкой и открытием новых тем.
В своей практике использую систему устных упражнений, позволяющие развитию скорости устных вычислений и преобразований, а также развития навыков решения простейших задач, что является важным компонентом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы мне помогает ИКТ технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Постоянно разрабатываю собственную систему слайд презентаций устных упражнений, упражнений контроля, тренингов и автоматизированных тестов. Презентации незаменимы и в тех случаях, когда задания содержат графики и рисунки, то есть то, что практически невозможно приготовить перед уроком на доске, а использование интерактивной доски позволяет по ходу занятия на слайде вносить необходимые пометки, в случае появления текущих вопросов. Включая в работу элементы, компьютерных технологий, позволяет значительно увеличить эффективность и продуктивность урока.
Использую на своих уроках упражнения сопутствующего повторения, путем включения задействованных ранее тем. Использую систему инновационной оценки – «Портфолио» ориентированной на личные достижения ученика и его индивидуальный рост, эффективность, которой увеличивается на этапе мониторинга. Все проверочные работы учащихся, собираются в папку, тем самым можно впоследствии, отследить динамику рост у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе плохо усвоены, в целях корректировки процесса обучения через повторение и использовать для организации индивидуальной программы обучения и повторения с каждым учеником. Для организации повторения, заводятся индивидуальные карты контроля знаний учащихся по темам, позволяющие построить индивидуальную работу с каждым учеником, отвечая на вопрос, что повторять, когда повторять, где повторять, что позволит значительно сократить время на необдуманную трату времени на повторение того материала, который и так учащимся усвоен успешно. Всю дальнейшую работу по подготовке к единому экзамену можно разбить на несколько этапов:
1.тематический этап, включает поэтапный переход решения от «простых» заданий к «сложным»;
2.логический этап, когда на этапе освоения знаний подбираются материалы в виде логически взаимосвязанных систем, где из одного следует другое;
3.тренировочный этап, предлагаются задания, где можно оценить степень подготовленности к экзаменам;
4.индивидуальный этап, когда ученик может не только выполнить задание, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднения;
5.временной этап, выполнение заданий с ограничением времени, чтоб учащиеся учились контролировать себя при выполнении заданий;
6.контролирующий этап, максимальная нагрузка, по содержанию и по времени.
Подготовка к экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. По результатам моей работы за последние годы 2016-2017гг. результаты экзаменов показывают 100% успеваемость, качество составляет 77%, и 4,2 средний бал. За время работы накоплен и разработан собственный по данной теме методический материал, познакомится с которым, можно на страницах http://kmm45.ru/
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
В заключение хочется отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи.