Сайт учителя математики
Кощеева Михаила Михайловича
Сайт учителя математики
slide1
Кощеев
Михаил Михайлович
Учитель математики МКОУ «Погорельская СОШ» Шадринского района Курганской области
для слабовидящих
Каким должен быть современный учитель?
Ответило 14человек
Календарь учителя

Мой опыт подготовки к ЕГЭ

«Представление опыта работы учителя математики»

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

МКОУ «Погорельская СОШ»

Шадринского района

Кощеев Михаил Михайлович

 

по теме: «Подготовка к ЕГЭ»

 

Актуальность опыта - обосновывается задачами, направленными на повышение эффективности и модернизации математического образования и трудностями, возникающие на практике при подготовке к единому государственному экзамену.

Предмет опыта – содержание, средства и методы проведения занятий по подготовке к единому государственному экзамену по математике.

Цель представление опыта: предложить некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование форм и методов процесса преподавания, повышающие качество знаний обучающихся и подготовки учащихся к ЕГЭ

Новизна опыта: разработка целенаправленной организации обучения и повторения учебного материала на всех этапах учебного процесса, разработка системы задач, направленная на углубление и расширение знаний учащихся по основным вопросам школьного курса математики.

Технология опыта:  обеспечение  положительно мотивации учащихся на изучение и повторение, выделение узловых вопросов программы, использование различных видов повторения, использование активных методов современных образовательных программ и технологий обучения и ИКТ.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.  Противоречия,  возникшие между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающийся уровень требований к выпускнику и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему знаний, усложняют процесс подготовки к единому государственному экзамену. Экзамен в форме ЕГЭ сложен, требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу, но при правильном дифференцированном, подходе к каждому ученику и при правильной личностно-ориентированной подготовке, экзамен по математике может сдать каждый.

Конечно, подготовка к ЕГЭ, не должна быть самоцелью нашей работы, мы призваны учить, а не готовить к сдаче экзамена и заниматься натаскиванием на тестирование. Подготовку  к единому экзамену, необходимо выполнять,  в ходе, планомерного, совершенствования учебных навыков на практике, используя собственные и готовые типовые диагностические задания, электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные, проверочные работы сети интернет.

Основная дидактическая цель уроков подготовки к ЕГЭ заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. В этом конечно многое зависит от ученика, но еще больше от учителя. А конкретно, как будет организована работа по подготовке к итоговой аттестации.

Для решения этого вопроса, необходима целенаправленная, систематическая работа с учащимися, чтобы эффективно систематизировать и обобщить знания, вспомнить основные способы и методы решения задач и пополнить свои знания недостающими сведениями. Учебники содержат большей частью стандартные вопросы и задачи. Поэтому у учащихся вырабатывается своего рода стереотипный подход к стандартным заданиям. А при выполнении некоторых заданий необходимо умение применить свои знания в новой ситуации, не имея готового метода решения. Поэтому при подготовке учащихся, я стремлюсь к отбору заданий содержащих нестандартные формулировки и требующего нестандартного подхода к их решению.

Решить эту проблему старыми методами не всегда возможно,  необходимо развитие познавательной  самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской  деятельности.

Все это побудило меня к формированию своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством внедрения в процесс подготовки, новых информационных  и образовательных технологий.

Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости к информации, мотивация  учащихся и компетентный педагог. Что бы формула заработала,  каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. А для этого, важно найти правильный ответ на вопросы, что мешает подготовке к ЕГЭ? и что помогает подготовке к ЕГЭ?

Устранение большинство недостатков в подготовке к единому государственному экзамену, решается путем совершенствованием процесса преподавания. Для этого надо активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения,  введение независимых форм контроля над знаниями учащихся (используя, к примеру, те же онлайн олимпиады в сети интернет, разно уровневые задания, диагностические работы с заданиями ЕГЭ прошлых лет) и более высокой мотивации. Подготовка  к использованию  мультимедийных презентаций,  позволяет мне построить учебно-воспитательный процесс на основе конкретных режимов функционирования внимания, мыслядеятельности, содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности каждого, отдельно взятого ученика.

Практика также, показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы, я начинаю с обеспечения положительной мотивации учащихся, на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывая перспективы учебной деятельности, устанавливая связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, что эти идеи интересны и очень важны.

В своей практике я использую различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться текущие и последующие вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения практических задач.

Идея моего опыта – также заключается и в повышение  качества математической подготовки на основе использования различных активных игровых методов и  современных личностно – ориентированных образовательных  технологий, со сменой рабочих зон. Основным направлением работы является также методическая подготовка к ЕГЭ, которую я провожу по двум направлениям, тематическим  и  содержательным линиям курса математики.

Тематическую подготовку начинаю с самых первых уроков тем, по правилу спирали  от «простых» заданий к «сложным». В конце изучения темы, провожу уроки решения задач ЕГЭ.  Это могут быть и стандартные уроки и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, уроки  на которых применяется технологии смешанного обучения,  технологии сотрудничества, так как практика показала, что учиться вместе не только легче, но и  интересней. Эта форма и эффективна и при работе с тестами, когда тест дается не индивидуально каждому, а паре учащихся. Класс условно делю на группы, для себя их определяю следующим образом 1-я группа, решают задачи продвинутого уровня, 2-я  группа, самостоятельно могут решить задачи среднего  уровня, 3-я группа, ученики решающие стандартные задачи,  используя образцы и алгоритмы. Задания для каждой группы подбираются индивидуально уровню подготовки.

При организации подготовки к единому экзамену, использую такую форму как долгосрочные домашние задания посредством интернет и возможностью постоянного контроля, за ходом выполнения заданий, в том числе и со стороны родителей.  Посредством интернет, организую, дистанционные индивидуальные онлайн консультации  по  вопросам затруднения,  которые испытывают учащиеся при изучении тем  и консультации решения задач. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. Долгосрочные домашние задания способствуют развитию навыков самообразования по методике  перевернутого класса, когда учащихся  мотивируются заниматься дополнительно самоподготовкой  и открытием новых тем.

В своей практике использую систему устных упражнений, позволяющие развитию скорости устных вычислений и преобразований, а также развития навыков решения простейших задач, что является важным компонентом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы мне помогает ИКТ технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Постоянно разрабатываю собственную систему слайд презентаций устных упражнений, упражнений контроля, тренингов и автоматизированных тестов. Презентации незаменимы и в тех случаях, когда задания содержат графики и рисунки, то есть то, что практически невозможно приготовить перед уроком на доске, а использование интерактивной доски позволяет по ходу занятия на слайде вносить необходимые пометки, в случае появления текущих вопросов. Включая в работу элементы, компьютерных технологий, позволяет значительно увеличить эффективность и продуктивность урока.

Использую на своих уроках упражнения сопутствующего повторения, путем включения задействованных ранее тем. Использую систему инновационной оценки – «Портфолио»  ориентированной на личные достижения ученика и его индивидуальный рост, эффективность,  которой  увеличивается на этапе мониторинга. Все проверочные работы  учащихся, собираются в папку, тем самым можно впоследствии, отследить динамику рост у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе плохо усвоены, в целях корректировки процесса обучения через повторение  и использовать для организации индивидуальной программы обучения и повторения с каждым учеником. Для организации повторения, заводятся индивидуальные карты контроля знаний учащихся по темам, позволяющие построить индивидуальную работу с каждым учеником, отвечая на вопрос, что повторять, когда повторять, где повторять, что позволит значительно сократить время на необдуманную трату времени на повторение того материала, который и так учащимся усвоен успешно. Всю дальнейшую работу по подготовке к единому экзамену можно разбить на несколько этапов:

1.тематический этап, включает поэтапный переход решения от «простых» заданий к «сложным»;

2.логический этап,  когда на этапе освоения знаний подбираются материалы в виде логически взаимосвязанных систем, где из одного следует другое;

3.тренировочный этап, предлагаются задания, где можно оценить степень подготовленности к экзаменам;

4.индивидуальный этап, когда ученик может не только выполнить задание, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднения;

5.временной этап,  выполнение заданий с ограничением времени, чтоб учащиеся учились контролировать себя при выполнении заданий;

6.контролирующий этап, максимальная нагрузка, по содержанию и по времени.

Подготовка к экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. По результатам моей работы за последние годы 2016-2017гг. результаты экзаменов показывают 100% успеваемость,  качество составляет 77%, и  4,2 средний бал.  За время работы накоплен и разработан собственный по данной теме методический материал, познакомится с которым, можно на страницах http://kmm45.ru/

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

В заключение хочется отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче ЕГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ЕГЭ и стратегия его сдачи. 

Связаться со мной
Здесь вы можете отправить мне вопрос на электронную почту, и я обязательно вам отвечу
Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных